+7 495 748-46-58

Оптимальный выбор тестовых WEB-страниц при сравнительной оценке

При разработке тестового сценария, используемого для сравнительной оценки качества услуг передачи данных, очень часто встает вопрос правильного выбора одной или нескольких тестовых WEB-страниц. Данный вопрос является достаточно важным, так как выбор WEB-страницы может повлиять на итоговые результаты проводимого исследования. В этой статье мы решили рассмотреть основные подходы, применяемые для оценки качества услуг передачи данных на основе WEB серфинга.

Существует два подхода к выбору тестовых страниц (сайтов) для тестирования:

  • Использование статических «эталонных» страниц. Размер страницы и контент остается постоянным и не зависит от времени и сети, в которой проводятся тесты;
  • Использование реальных динамических страниц. Размер страницы и контент постоянно обновляются. Контент может зависеть от сети или хостинга, через которые осуществляется попытка доступа к сайту.

Первый вариант достаточно подробно описан в рекомендации ETSI TR 102 505 и известен в профессиональной среде как «эталонная» страница Kepler. Пример такой страницы доступен, например, по адресу http://www.ltetest.ru. Данная страница имеет постоянный фиксированный размер – около 797 Кбайт для полноценной версии и 142 Кбайт для мобильной версии (версия для смартфонов). В качестве контента используются различные широко используемые элементы WEB-страниц: таблицы стилей CSS, графические файлы разных размеров, текстовые элементы, эмулирующие JSS, CSS и HTML файлы, и др. Преимуществом данного варианта является постоянный фиксированный размер загружаемой страницы, что позволяет обеспечить одинаковые условия для всех тестируемых операторов и возможность сравнения между собой различных исследований, выполненных в разное время и на различных объектах и территориях.

Несмотря на очевидные преимущества, данный вариант имеет ряд недостатков. Первый недостаток – получаемые результаты не отражают реальный клиентский опыт, т.к. абоненты загружают совсем другой контент. Второй - «эталонные» страницы создавались в 2011-2012 годах. За прошедшее время сильно изменились походы к созданию, верстке и отображению WEB-страниц в браузерах. Например, если говорить про размеры – то в 2010 году средний размер страницы составлял 481 Кбайт, а в 2019 – уже 1937,7 Кбайт и тенденция к «утяжелению» контента сохраняется. В итоге значение показателя времени загрузки страницы Kepler увеличивается за счет дополнительных задержек отображения страницы в браузерах, обусловленных тем, что существующие браузеры оптимизированы под просмотр современного контента.

Альтернативным вариантом является загрузка в процессе тестирования реальных динамических WEB-сайтов. Чтобы обеспечить корректную сравнительную оценку для данных тестов, необходимо учитывать следующие рекомендации при выборе сайтов для тестирования:

  • Для достаточного разнообразия и достоверности результатов оценки рекомендуется рассмотреть, как минимум 6 разных сайтов.
  • Рекомендуется выбирать страницы в соответствии с их актуальностью и популярностью для абонентов. Для этого можно использовать актуальные рейтинги WEB-ресурсов. В качестве примера такого рейтинга можно привести Alexa Internet, Inc. Например, для России TOP-15 WEB-ресурсов по состоянию на январь 2020 выглядит следующим образом:
    1. Google.com
    2. Vk.com
    3. Youtube.com
    4. Yandex.ru
    5. Ok.ru
    6. Mail.ru
    7. Avito.ru
    8. Google.ru
    9. Wikipedia.org
    10. Aliexpress.ru
    11. Sberbank.ru
    12. Gosuslugi.ru
    13. Rambler.ru
    14. Kinopoisk.ru
    15. Gismetio.ru
  • Все страницы должны превышать минимальный размер (например, 800 кБ). Размер загружаемых страниц должен контролироваться ежедневно на протяжении всего исследования поскольку сайты являются динамическими и возможны значительные изменения их размеров. В случае серьезных изменений размера могут потребоваться изменения тестового сценария, вплоть до исключения определенных тестов из оценки.
  • Рекомендуется выбирать страницы как локальные (популярные в той стране или на той территории, на которой проводится исследование), так и международные (например, Wikipedia, Booking и т.д.). При этом преимущество должно отдаваться локальным страницам (например, в тестах должны участвовать 4 локальные страницы и 2 международные).
  • В процессе тестирования не должны использоваться блокировщики рекламы.
  • Следует избегать ситуации, когда выбранные WEB-страницы будут использовать преимущественно одну и ту же сеть доставки контента (CDN).
  • Не стоит выбирать в качестве тестовых те страницы, доступ к которым осуществляется преимущественно через специальное приложение на смартфоне (например, Facebook, VK, Instagram и др.).
  • Не следует выбирать WEB-страницу, которая является субдоменом уже выбранного веб-сайта.

В качестве недостатков второго подхода можно отметить большее время на подготовку к сравнительной оценке (время на поиск и выбор тестовых сайтов), а также дополнительные временные затраты в процессе проведения измерений (постоянный контроль размера загружаемых страниц). При этом данный вариант является предпочтительным, поскольку позволят получить оценку максимально приближенную к реальному клиентскому опыту.