Качество мобильной связи в странах СНГ, Украины и Грузии
27 мая 2016
В настоящее время на ресурсах сети Интернет периодически публикуются результаты сравнительной оценки качества услуг в сетях операторов сетей мобильной связи на территории России и стран Европы. Измерения выполняются, как правило, с помощью драйв-тестов, которые позволяют выполнять локальную оценку позиций операторов на маршруте движения в течение определенного промежутка времени. Результаты таких измерений используются для объективной оценки и сравнения качества услуг на маршруте драйв-теста, применяемых технологий и потенциальных возможностей операторов в части развития и оптимизации сетей, внедрения новых функций и увеличения эффективности использования имеющихся ресурсов.
Доступная информация о сравнительном качестве услуг, предоставляемых операторами на территории стран СНГ, Грузии и Украины в СМИ отсутствует, несмотря на существование современных сетей мобильной связи.
Компания DMTel выполнила в период с апреля 2015 по апрель 2016 года в инициативном порядке исследование качества услуг мобильной связи в сетях операторов, действующих на территории столиц и крупных городов некоторых стран СНГ, Грузии и Украины. Основная цель работы – сравнение качества сервисов и технологий, используемых в мобильных сетях. Измерения на всех исследуемых территориях проводились с помощью идентичного измерительного оборудования и с применением единой методики, что позволяет сравнивать результаты, полученные в разных городах и странах.
Краткое описание условий и порядка выполнения тестов
Измерения выполнены в 7 городах, в сетях 24 операторов, представленных на рисунке 1. Общая протяженность маршрута драйв-теста составила около 10000 км. Для каждого города разработан и реализован маршрут движения, который обеспечивает максимально возможный охват территории и плотность объезда с учетом активности и концентрации абонентов. В рамках исследования выполнено около 1500 циклов тестов в сети каждого оператора на территории каждого города.
Измерения и анализ результатов проводились с использованием сертифицированных измерительных комплексов Nemo Invex и программного обеспечения Nemo Analyze.
Методика проведения измерений и тестов разработана на основе опыта выполнения аналогичных работ специалистами компании DMTel и с учетом рекомендаций ETSI.
Тестирование качества голосового сервиса осуществлялось с помощью соединений типа «мобильный — мобильный» длительностью 120 секунд с учетом рекомендаций ETSI TS 102 250,
ITU-T P.863 (POLQA). Для тестов использовались образцы речи на русском языке.
Для объективной оценки потенциальных возможностей тестируемых сетей в части скорости загрузки данных использовались повторяющиеся сессии тестов загрузки данных, имеющих постоянную (фиксированную) длительность (Fixed Data Transfer Time – FDTT), в соответствии с рекомендациями ETSI TR 102 678. Интервал времени, в течение которого производилась загрузка данных при выполнении одного теста, устанавливался постоянным для всех сессий. Такой подход позволяет выполнять необходимое количество тестов за требуемое время независимо от диапазона изменения скорости передачи данных в процессе измерений и оценивать основные показатели качества сервиса передачи данных, включая успешность и среднюю скорость загрузки. На практике данный тип теста часто называют «стресс-тест». Тесты передачи данных в сети каждого оператора выполнялись с использованием двух тестовых устройств. Состав цикла теста:
- Тест загрузки данных со специализированного сервера, длительность загрузки – 90 секунд;
- Тест загрузки данных на специализированный сервер, длительность – 60 секунд;
- Тест загрузки «эталонной» WEB страницы (ETSI Kepler Web Reference Page, см. ETSI TR 102 505).
В процессе тестирования все устройства работали в режиме свободного выбора технологии GSM/UMTS/LTE (Triple mode). В данном режиме тестовые устройства выбирают технологию в соответствии с сетевыми настройками, с учетом уровня и качества принимаемого сигнала. Такие тесты позволяют получить оценку качества для абонентских устройств, которые поддерживают технологии GSM/UMTS/LTE.
Для иллюстрации результатов работ в целом ниже на рисунках 2 – 5 приводятся диаграммы распределения основных показателей качества сервисов в сетях 8-ми операторов, показавших наилучшие результаты на маршруте драйв-теста.
Голосовой сервис
Для оценки качества голосового сервиса используются три основных показателя (см. ETSI TS 102 250-2):
- Доступность – доля отказов при установлении голосовых соединений;
- Непрерывность – доля срывов установленных голосовых соединений;
- Качество передачи речи (MOS < 2.7) – доля речевых образцов, для которых значение показателя качества передачи речи (MOS) ниже приемлемого порога 2.7.
Доступность
Непрерывность
Качество передачи речи
Сервис передачи данных
Оценка качества сервисов передачи данных выполнена с учетом рекомендаций ETSI TR 102 678 и ETSI TS 102 250-2.
Основные показатели качества сервиса передачи данных:
Средняя скорость «ВНИЗ» [kbps]
Средняя скорость «ВВЕРХ» [kbps]
Среднее время загрузки «эталонной» страницы
Доля скоростей в направлении «ВНИЗ» > 1 Mbps
Предельные значения скорости загрузки данных и времени загрузки эталонной страницы:
Макс. скорость «ВНИЗ» [kbps]
Макс. скорость «ВВЕРХ» [kbps]
Мин. время загрузки «эталонной» страницы
Доля времени использования технологии LTE при выполнении тестов передачи данных:
Доля технологии LTE в тестах передачи данных, %» [kbps]
Основные выводы:
Операторы, действующие на территории Казахстана, Белоруссии, Украины и Армении лидируют или не уступают российским операторам по основным показателям качества голосового сервиса (доступность, непрерывность, качество передачи речи).
Технология LTE зарегистрирована в период выполнения работ в сетях мобильной связи 13-ти операторов, действующих на территории Грузии, Казахстана, Армении, Таджикистана и России. Наиболее высокие максимальные скорости передачи данных зарегистрированы в сетях российских операторов.
Наилучшие результаты в части скорости загрузки данных по совокупности тестов отмечены в сетях операторов, действующих на территории России, Грузии, Белоруссии и Таджикистана.
Кроме перечисленных сетей, на момент публикации настоящего материала технология LTE внедрена в сетях операторов мобильной связи на территории некоторых городов Белоруссии (инфраструктурный оператор «BeCloud») и Казахстана (оператор ТОО «Кар-Тел» (торговая марка «Beeline»)) и АО «Кселл» (торговая марка «Kcell»).
Отчетные материалы по результатам работ предоставлены операторам исследованных сетей. На основе результатов измерений операторы на местах подготовили планы работ и реализовали мероприятия по улучшению показателей качества сервисов и эффективности использования ресурсов сетей.
Показатели качества сервисов, характеристики радиопокрытия и подробное описание результатов тестов для каждого оператора в каждом городе приводятся в отчетных материалах компании DMTel. При необходимости полный текст отчета предоставляется по запросу.
Представленные результаты отражают позиции операторов в период выполнения работ на маршруте драйв-теста и не распространяются на сети в целом. По мере развития технологий, расширения зон покрытия и емкости сетей, относительные позиции операторов постоянно изменяются. Для своевременного выявления и локализации участков, на которых не обеспечен доступ к качественному сервису, необходимо регулярно проводить контроль и сравнение характеристик качества сетей.
Важно также отметить, что компания DMTel планирует продолжить исследования в инициативном порядке. В 2016 году планируется провести аналогичные измерения на территории городов Бишкек (Киргизия), Шымкент (Казахстан), Минск (Белоруссия), Киев (Украина), Ташкент (Узбекистан) и Баку (Азербайджан).
О группе компаний DMTel
Группа копаний DMTel работает на рынке телекоммуникаций в России, СНГ и Грузии с 2008 года. Компания имеет уникальный опыт внедрения и развития инженерных систем на основе собственных технологических разработок, а также решений лидеров мирового рынка систем инженерного обеспечения.
Спектр предлагаемых решений (Keysight Nemo, SIGOS) охватывает все существующие на данный момент задачи с точки зрения анализа, оптимизации и мониторинга различных сетей связи и услуг. Кроме того, компания DMTel является разработчиком системы CEMONA, которая предназначена для автоматизированного и централизованного контроля характеристик радиопокрытия и показателей качества услуг в современных сетях мобильной связи. Все технические средства и технологии тестирования используются специалистами компании при решении задач.
Компания располагает собственным парком технологического оборудования и транспортных средств, что позволяет обеспечить оперативное развертывание и выполнение работ одновременно на различных объектах на территории России и стран СНГ.
Специалисты компании на регулярной основе с 2010 года выполняют работы по сравнительной оценке качества сервисов и радиопокрытия для операторов мобильной связи. Работы по настройке и оптимизации сетей GSM/WCDMA выполняются с 2009 года, по настройке LTE сетей — с 2012 года. Численность коллектива – более 60 человек. Знания и опыт сотрудников компании позволяют оперативно решать самые сложные технические задачи в современных сетях мобильной и фиксированной связи, с учетом динамики развития технологий и сетевого оборудования.
За годы работы DMTel реализовал более 30 крупных проектов в области телекоммуникаций. Среди заказчиков компании — крупнейшие российские организации, производители сетевого оборудования и операторы СНГ: ПАО «МегаФон», ПАО «MTS», ПАО «ВымпелКом», ПАО «Ростелеком», Huawei, NSN, ТОО «Кар-Тел», СООО «MTS», ПрАО «MTS Украина» и т.д.
Миссия компании — повышение качества услуг, предоставляемых абонентам операторами мобильной и фиксированной связи, на базе разработки, внедрения и применения новейших технических систем и технологических процессов с учетом мирового опыта. Основа подхода компании — надежность отношений и качественный результат.