+7 495 748-46-58

Качество мобильной связи в странах СНГ, Украины и Грузии

5 декабря 2016

Компания DMTel в инициативном порядке продолжает выборочное исследование качества услуг мобильной связи в сетях операторов, действующих на территории столиц и крупных городов стран СНГ, Грузии и Украины. В период с июля по ноябрь 2016 г. выполнены измерения на территории городов Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Основная цель работ – сравнение качества сервисов и технологий, используемых в сетях операторов мобильной связи. Измерения на всех исследуемых территориях проводятся с помощью идентичного измерительного оборудования и с применением единой методики, что позволяет сравнивать результаты, полученные в разных городах и странах.

Качество мобильной связи в странах СНГ, Украины и Грузии

Результаты измерений используются для объективной оценки и сравнения качества услуг на маршруте драйв-теста, применяемых технологий и потенциальных возможностей операторов в части развития и оптимизации сетей, внедрения новых функций и увеличения эффективности использования имеющихся ресурсов.

Краткие итоги

В целом, по совокупности характеристик качества голосовых услуг и сервисов передачи данных лидируют операторы, действующие на территории Армении (Ucom), Белоруссии (Velcom и МТС), Киргизии (НУР Телеком), Узбекистана (UZMOBILE) и Украины (Vodafone). Перечисленные операторы не уступают ведущим европейским операторам по основным показателям качества сервисов сетей мобильной связи (доступность, непрерывность, качество передачи речи, скорость передачи данных). В сетях передовых операторов абонентам предоставляются качественные голосовые услуги и скорости, достаточные для успешной работы большинства современных приложений на основе передачи данных (WEB Browsing, E-Mail, Social Media, YouTube и т.д.) на маршруте драйв-теста.

Таблица 1. Значения основных показателей качества сервисов для сетей операторов, занимающих лидирующие позиции.

Ереван
Одесса
Минск
Минск
Бишкек
Ташкент
ГОЛОСОВОЙ СЕРВИС
Telephony Service Non-Accessibility, % 1,23 1,11 1,31 1,82 1,66 0,44
Cut-off Call Ratio, % 0,29 0,34 0,67 0,45 0,43 1,42
Telephony Speech Quality on Sample Basis <2,7; % 2,93 1,42 1,13 1,78 2,89 1,81

СЕРВИС ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ
FDTT HTTP Mean User Data Rate DL >1 Mbps; % 98,55 98,73 99,88 99,9 99,77 99,37

Из российских операторов лидерам незначительно уступает оператор Tele2 (Москва) по показателю доступности голосовых услуг. Следует отметить, что в список лидеров входят два оператора (Velcom и МТС), действующие на территории Белоруссии. Наилучшие результаты в части предельных значений скорости загрузки данных по совокупности тестов отмечены в сетях операторов, действующих на территории Узбекистана, России, Киргизии Казахстана, Белоруссии и Грузии.

При этом необходимо учитывать, что возможность для абонента реализовать высокие скорости определяется наличием в сети оператора необходимых ресурсов, современных технологий и функций (DC HSPA, LTE, LTE-A, MIMO) при условии достаточного уровня и качества принимаемого радиосигнала на территории расположения абонента. Необходимо учитывать также пропускную способность транспортной сети и количество абонентов (собственных и гостевых), пользующихся ресурсами и сервисами сети каждого оператора

Технология LTE зарегистрирована в период выполнения работ в сетях мобильной связи 21-го оператора, действующих на территории Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Казахстана, Армении, Таджикистана и России. Наиболее высокие предельные скорости передачи данных зарегистрированы в сети на основе технологии LTE оператора ООО «Unitel» (Beeline) на территории Узбекистана.

Кроме перечисленных сетей, на момент публикации настоящего материала технология LTE внедрена в сетях операторов мобильной связи на территории некоторых городов Белоруссии (инфраструктурный оператор «BeCloud») и Казахстана (оператор ТОО «Кар-Тел» (торговая марка «Beeline»)) и АО «Кселл» (торговая марка «Kcell»). Ниже приводится краткое описание методики измерений и диаграммы распределения основных показателей качества сервисов в сетях 10-ти операторов, показавших наилучшие результаты на маршруте драйв-теста.

Краткое описание условий и порядка выполнения тестов

Измерения выполнены в 11 городах, в сети 31 оператора, представленных на рисунке 1. Общая протяженность маршрута драйв-теста составила более 14000 км. Для каждого города разработан и реализован маршрут движения, который обеспечивает максимально возможный охват территории и плотность объезда с учетом активности и концентрации абонентов. В рамках исследования выполнено около 1500 циклов тестов в сети каждого оператора на территории каждого города.

Рис. 1. Операторы и страны, на территории которых проводились работы.

Измерения и анализ результатов проводились с использованием новейших сертифицированных измерительных комплексов Nemo Invex и программного обеспечения Nemo Analyze.

Измерительное оборудование NEMO Invex позволяет выполнять измерения и объективно оценивать реальные возможности сетей CDMA/GSM/WCDMA/HSPA+/LTE-A стационарно и в движении с учетом всех технологий и функций, реализованных в сети каждого оператора.

Методика проведения измерений и тестов разработана на основе опыта выполнения аналогичных работ специалистами компании DMTel и с учетом рекомендаций ETSI. Применяемая методика позволяет получить объективную оценку реальных возможностей сетей и сравнить относительные позиции операторов на маршруте драйв-теста с учетом всех технологий и функций, реализованных в сети каждого оператора в период выполнения работы.

Для иллюстрации результатов работ в целом ниже на рисунках 2 – 4 приводятся диаграммы распределения показателей доступности, непрерывности, качества передачи речи и скорости передачи данных для 10-ти наилучших значений с указанием города, страны и логотипа оператора.

Голосовые услуги

Для оценки качества голосового сервиса используются три основных показателя (см. ETSI TS 102 250-2):

  • Доступность – доля отказов при установлении голосовых соединений;
  • Непрерывность – доля срывов установленных голосовых соединений;
  • Качество передачи речи (MOS < 2.7) – доля речевых образцов, для которых значение показателя качества передачи речи (MOS) ниже приемлемого порога 2.7.

Показатели качества голосового сервиса:

Сервис передачи данных

Оценка качества сервисов передачи данных выполнена с учетом рекомендаций ETSI TR 102 678 и ETSI TS 102 250-2.

Avg
Max
>1Mbit/s
Avg
Max

Комментарии

Отчетные материалы по результатам работ предоставлены операторам исследованных сетей. На основе результатов измерений операторы на местах подготовили планы работ и реализовали мероприятия по улучшению показателей качества сервисов и эффективности использования ресурсов сетей.

Показатели качества сервисов, характеристики радиопокрытия и подробное описание результатов тестов для каждого оператора в каждом городе приводятся в отчетных материалах компании DMTel. При необходимости полный текст отчетов предоставляется по запросу.

Представленные результаты отражают позиции операторов в период выполнения работ на маршруте драйв-теста и не распространяются на сети в целом. По мере развития технологий, расширения зон покрытия и емкости сетей, относительные позиции операторов постоянно изменяются. Для своевременного выявления и локализации участков, на которых не обеспечен доступ к качественному сервису, необходимо регулярно проводить контроль и сравнение характеристик качества сетей.

Важно также отметить, что компания DMTel планирует продолжить исследования в инициативном порядке. В 2017 году планируется провести аналогичные измерения на территории города Баку (Азербайджан), а также продолжить исследования на территории России, Белоруссии и Казахстана.

Скачать электронную версию (PDF 1,7 Мб) 

О группе компаний DMTel

Группа копаний DMTel работает на рынке телекоммуникаций в России, СНГ и Грузии с 2008 года. Компания имеет уникальный опыт внедрения и развития инженерных систем на основе собственных технологических разработок, а также решений лидеров мирового рынка систем инженерного обеспечения.

Спектр предлагаемых решений (Keysight Nemo, SIGOS) охватывает все существующие на данный момент задачи с точки зрения анализа, оптимизации и мониторинга различных сетей связи и услуг. Кроме того, компания DMTel является разработчиком системы CEMONA, которая предназначена для автоматизированного и централизованного контроля характеристик радиопокрытия и показателей качества услуг в современных сетях мобильной связи. Все технические средства и технологии тестирования используются специалистами компании при решении задач.

Компания располагает собственным парком технологического оборудования и транспортных средств, что позволяет обеспечить оперативное развертывание и выполнение работ одновременно на различных объектах на территории России и стран СНГ.

Специалисты компании на регулярной основе с 2010 года выполняют работы по сравнительной оценке качества сервисов и радиопокрытия для операторов мобильной связи. Работы по настройке и оптимизации сетей GSM/WCDMA выполняются с 2009 года, по настройке LTE сетей — с 2012 года. Численность коллектива – более 60 человек. Знания и опыт сотрудников компании позволяют оперативно решать самые сложные технические задачи в современных сетях мобильной и фиксированной связи, с учетом динамики развития технологий и сетевого оборудования.

За годы работы DMTel реализовал более 30 крупных проектов в области телекоммуникаций. Среди заказчиков компании — крупнейшие российские организации, производители сетевого оборудования и операторы СНГ: ПАО «МегаФон», ПАО «MTS», ПАО «ВымпелКом», ПАО «Ростелеком», Huawei, NSN, ТОО «Кар-Тел», СООО «MTS», ПрАО «MTS Украина» и т.д.

Миссия компании — повышение качества услуг, предоставляемых абонентам операторами мобильной и фиксированной связи, на базе разработки, внедрения и применения новейших технических систем и технологических процессов с учетом мирового опыта. Основа подхода компании — надежность отношений и качественный результат.