+7 495 748-46-58

Итоги исследования качества услуг мобильной передачи данных на территории основных парков, пешеходных зон и торговых центров Москвы

21 октября 2015

Компания DMTel (ООО «ДМТЕЛ») представляет краткий отчет по итогам исследования качества услуг передачи данных на территории парков, пешеходных зон и торговых центров в сетях операторов мобильной связи, действующих в Москве.

Целью исследования качества предоставляемых услуг является:

  • Сравнение характеристик радиопокрытия сетей 2G/3G/4G;
  • Сравнительная оценка качества услуг передачи данных, предоставляемых в сетях сотовой подвижной связи операторов ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), ПАО «МТС» и ПАО «МегаФон».

Исследование проводилось с 30 июня по 18 сентября 2015 года. Общая продолжительность тестов составила 142 часа или более 700 километров пеших измерений. В рамках исследования выполнено около 25 000 циклов тестов передачи данных и проведены измерения на 34 объектах (рис. 1). Перечень протестированных объектов:

Основные парковые зоны:

Ботанический сад, парк Фили, парк Горького, парк Коломенское, парк Кусково, парк Кузьминки, парк Останкинский, парк Победы, парк Серебряный бор, парк Сокольники, парк Царицыно, Воробьевы Горы, парк ВВЦ;

Крупные торговые центры:

ТЦ «Детский мир», ТЦ «Афимол Сити», ТЦ «Атриум», ТЦ «Мега Белая Дача»,
ТЦ «Ереван Плаза», ТЦ «Европейский», ТЦ «Филион», ТЦ «Город Лефортово»,
ТЦ «Калейдоскоп», ТЦ «Капитолий», ТЦ «Мега Теплый Стан», ТЦ «Метрополис», ТЦ «Охотный Ряд», ТЦ «Рио», ТЦ «Щука», ТЦ «Вегас», ТЦ «Золотой Вавилон»;

Пешеходные зоны:

Красная площадь, улица Кузнецкий мост, улица Никольская, Старый Арбат.

Маршрут тестирования планировался таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный охват тестируемой территории и плотность обхода в период максимальной активности абонентов. Исследование проводилось с использованием сертифицированных измерительных комплексов Nemo Outdoor.

Ранжирование операторов по показателям качества услуг передачи данных приводится для всех объектов в целом. Для каждого отдельного объекта распределение позиций операторов может заметно отличаться от приводимого в данном кратком отчете. Подробное описание результатов тестов и показатели качества для каждого объекта и каждого оператора приводятся в отчетных материалах компании DMTel. При необходимости полный текст отчета предоставляется по запросу.

Рис. 1. Маршрут пеших тестов на территории Москвы

В рамках данного исследования параллельно выполнялось два цикла тестов сервисов передачи данных:

  • «Классический» (Цикл 1): стресс-тесты по загрузке файлов на/с FTP сервер. Данные тесты позволяют оценить среднюю скорость в направлениях «вниз» и «вверх», которую может получить абонент при использовании сервиса для передачи данных, с точки зрения потенциала и возможностей сети;
  • «Клиентоориентированный» (Цикл 2): имитация поведения реального абонента на основе тестирования стандартных сервисов и приложений: просмотр видео, WEB серфинг, социальные сети и т.д. Данные тесты позволяют получить оценку качества сервиса максимально приближенную к реальному восприятию абонентами. В рамках этих тестов осуществлялась загрузка профильных страниц Instagram и Twitter, загрузка самой посещаемой WEB страницы рунета (yandex.ru), просмотр видеоролика YouTube и загрузка файла из облачного хранилища данных Dropbox.
  • Данный подход применялся с целью определения взаимосвязи между потенциальными возможностями сетей и восприятием абонентами качества услуг передачи данных на основе отдельных сервисов: YouTube, Dropbox, Twitter, Instagram, WEB.

Cервисы передачи данных

По средним скоростям передачи файла данных с использованием специализированного сервера FTP в направлениях «вниз» и «вверх», наилучшие средние значения зарегистрированы в сети
ПАО «МегаФон». Сети ПАО «МТС» и ПАО «ВымпелКом» занимают вторую и третью позиции соответственно. При загрузке файла из облачного хранилища данных сеть ПАО «МТС» демонстрирует самые высокие средние значения. Сети ПАО «МегаФон» и ПАО «ВымпелКом» - на второй и третьей позициях соответственно.

Распределение средних значений скоростей передачи данных приведено на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение по показателям средней скорости передачи данных

По доле тестов, обеспечивающих средние скорости в направлении «вниз» более 1 и 2,5 Мбит/с, сети ПАО «МегаФон» и ПАО «МТС» демонстрируют сопоставимые и достаточно высокие значения, позволяющие абонентам комфортно и без проблем пользоваться всеми популярными интернет-сервисами на объектах тестирования. Сеть ПАО «ВымпелКом» уступает по этим показателям, однако лидирует по стабильности и непрерывности пакетного соединения. Распределение по данным показателям приведено на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение по доле скоростей более 1 и 2,5 Мбит/с

Поскольку восприятие абонентом качества WEB сервисов (просмотр страниц, социальные сети и т.д.) определяется преимущественно временем загрузки контента с сервера ресурса, ранжирование операторов выполнено на основе среднего времени загрузки соответствующего
сервиса – рисунок 4.

Рис. 4. Распределение по среднему времени загрузки

Сети ПАО «МегаФон» и ПАО «МТС» демонстрируют близкие значения по среднему времени загрузки домашней страницы сервиса Yandex и профильных страниц Twitter и Instagram.
ПАО «ВымпелКом» уступает по данным показателям.

Радиопокрытие

В сети GSM на тестируемых объектах операторы ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС» и ПАО «МегаФон» обеспечивают практически непрерывное радиопокрытие по доле значений RSSI Best ≤ -90 dBm. По доле значений RSSI Best ≤ -70 dBm наилучший результат зарегистрирован в сети ПАО «МТС». Сеть ПАО «ВымпелКом» занимает вторую позицию, ПАО «МегаФон» — на третьей позиции.

В сети UMTS на маршруте драйв-теста все три оператора не обеспечивают непрерывное радиопокрытие по доле значений RSCP CPICH Best ≤ -95 dBm. Наилучший результат зарегистрирован в сети ПАО «МегаФон». Сеть ПАО «МТС» занимает вторую позицию, ПАО «ВымпелКом» — на третьей позиции. По доле значений RSCP CPICH Best ≤ -85 dBm и RSCP CPICH Best ≤ -75 dBm лучшие значения демонстрирует сеть ПАО «МегаФон».

В сети LTE на маршруте драйв-теста все три оператора не обеспечивают непрерывное радиопокрытие по доле значений RSRP Best ≤ -105 dBm. Наилучший результат зарегистрирован в сети ПАО «ВымпелКом». Сеть ПАО «МТС» занимает вторую позицию. Сеть ПАО «МегаФон» — на третьей позиции. По доле значений RSRP Best ≤ -85 dBm сети ПАО «ВымпелКом» и ПАО «МегаФон» демонстрируют сопоставимые значения.

Итоговая таблица результатов измерений:

Основные выводы

В сетях GSM на маршруте тестирования операторы ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС» и ПАО «МегаФон» обеспечивают практически непрерывное радиопокрытие.

В сетях UMTS и LTE на территории тестируемых объектов все три оператора не обеспечивают непрерывное радиопокрытие (в сетях UMTS доля недостаточного радиопокрытия составляет 5 – 10 %, в сетях – LTE – 20 – 30%).

Уровень восприятия абонентом качества сервисов передачи данных определяется многими факторами: возможностями сети оператора, типом используемого телефона, содержанием и провайдером контента, настроением абонента и т.д. Например, при одинаковом размере контента для сервисов Yandex и Twitter, среднее время загрузки отличается практически в три раза для одного оператора. При этом, отмечена зависимость между долей высоких скоростей в тестируемых сетях и показателями качества для отдельных сервисов передачи данных. Операторы, демонстрирующие преобладание высоких скоростей, имеют лучшие показатели времени загрузки содержимого запрашиваемых ресурсов.

Все три оператора не обеспечивают непрерывное радиопокрытие в сетях UMTS и LTE. В среднем около 7% измерений в сетях операторов ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон» и ПАО «МТС» выполнено с использованием технологии GSM. Реализация данного потенциала для развития современных технологий UMTS и LTE позволит заметно улучшить показатели качества сервисов передачи данных в сетях операторов, действующих на территории парков и торговых центров г. Москвы.

С учетом неравномерности распределения участков, на которых зарегистрировано снижение скоростей передачи данных, в целом можно говорить о сопоставимости качества сервисов передачи данных на территориях основных парков и торговых центров в сетях операторов ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон» и ПАО «МТС» в городе Москве.

О группе компаний DMTel

Группа копаний DMTel работает на рынке телекоммуникаций в России, СНГ и Грузии с 2008 года. Компания имеет уникальный опыт внедрения и развития инженерных систем на основе собственных технологических разработок, а также решений лидеров мирового рынка систем инженерного обеспечения.

Спектр предлагаемых решений (Keysight Nemo, SIGOS) охватывает все существующие на данный момент задачи с точки зрения анализа, оптимизации и мониторинга различных сетей связи и услуг. Кроме того, компания DMTel является разработчиком системы CEMONA, которая предназначена для автоматизированного и централизованного контроля характеристик радиопокрытия и показателей качества услуг в современных сетях мобильной связи. Все технические средства и технологии тестирования используются специалистами компании при решении задач.

Компания располагает собственным парком технологического оборудования и транспортных средств, что позволяет обеспечить оперативное развертывание и выполнение работ одновременно на различных объектах на территории России и стран СНГ.

Специалисты компании на регулярной основе с 2010 года выполняют работы по сравнительной оценке качества сервисов и радиопокрытия для операторов мобильной связи. Работы по настройке и оптимизации сетей GSM/WCDMA выполняются с 2009 года, по настройке LTE сетей — с 2012 года. Численность коллектива – более 60 человек. Знания и опыт сотрудников компании позволяют оперативно решать самые сложные технические задачи в современных сетях мобильной и фиксированной связи, с учетом динамики развития технологий и сетевого оборудования.

За годы работы DMTel реализовал более 30 крупных проектов в области телекоммуникаций. Среди заказчиков компании — крупнейшие российские организации, производители сетевого оборудования и операторы СНГ: ПАО «МегаФон», ПАО «MTS», ПАО «ВымпелКом», ПАО «Ростелеком», Huawei, NSN, ТОО «Кар-Тел», СООО «MTS», ПрАО «MTS Украина» и т.д.

Миссия компании — повышение качества услуг, предоставляемых абонентам операторами мобильной и фиксированной связи, на базе разработки, внедрения и применения новейших технических систем и технологических процессов с учетом мирового опыта. Основа подхода компании — надежность отношений и качественный результат.